четверг, 15 ноября 2007 г.

О культуре посещения торгово-развлекательного центра

На форуме арендатор.ру было высказано мнение, что у нас отсутствует культура посещения торговых центров: "Считаю, что пока в России ещё не сформировалась культура посещения торгово-развлекательных центров, как в Америке, чтобы выехать в комплекс и провести там весь день....". Решил порассуждать на заданную тему.

Сразу скажу, что я не склонен к такому категоричному мнению. Все-таки она уже есть, по крайней мере, в тех городах, где появились подобные объекты, достаточное время тому назад. Хотя, конечно, находится еще в состоянии "детства".

Причиной такого состояния является резкое расслоение общества на богатых и бедных. Средний класс занимает очень узкую прослойку. А именно на эту аудиторию в первую очередь рассчитаны подобные объекты. Но это только с одной стороны.

С другой стороны - отсутствие достаточной конкуренции на рынке торговых и торгово-развлекательных центров, а, как следствие, практически полное отсутствие объектов, в которых можно было бы провести достаточно продолжительное время всей семьей, при этом совершая покупки. Поясню на примере типового торгово-развлекательного центра. Приходить семья: родители 25-35лет с ребенком. Я думаю большинство согласится из личного опыта, что в таком составе долго по магазинам не походишь. Как правило, в 3-м магазине у мужа стекленеют глаза, ребенок начинает ныть. Еще пара магазинчиков и мамашу семейства остальные "односемейники" готовы растерзать. Каков выход? Послать мужа с ребенком в кино? Может для кого-то это и выход, но я бы не пошел в такой ситуации чисто из соображений совести. И, как мне кажется, я не одинок. Можно, конечно послать в детскую развлекательную зону. На какое-то время это развлечет мужа, ребенка может развлекать продолжительное время, но тоже не очень долго (знаю из практики). Что дальше? Возвращаемся к первому варианту - накал страстей. Какое-то время муж с ребенком могут посмотреть ассортимент DVD, CD-дисков и игр для компьютера и приставок. Может даже они чудесным образом пройдут по книжным прилавкам. Мы все понимаем, что женщине, как основному покупателю на ее "развлечение" времени не хватит. Боулинг, бильярд - уже лучше. Но ребенку это развлечение быстро надоест, и, скорее всего он будет тянуть отца в детскую развлекаловку. Короче, все находится в разных местах и отдохнуть всем вместе в одном пространстве довольно затруднительно.

Как я вижу торгово-развлекательный центр, в котором было бы приятно провести целый день. Прежде всего, это одна сплошная развлекательная зона. Даже переходы с уровня на уровень должны вызывать интерес (например, что-то типа арт-галереи или выставки). Практически на "каждом углу" есть что-то для проведения досуга: игровые автоматы, какие-то детские мини-клубы, зона боулинга, бильярда, минигольфа, небольшие выставки, аквариумы и пр. и между всем этим находятся магазины, кафе, рестораны и пр. На выходах находятся уже "тяжелая артиллерия": гипермаркет, DIY, бытовая техника. Чтобы не таскать покупки по всему центру, а купить их на выходе при отъезде домой. Утопия, но очень хочется. Увижу ль я?

Опустимся до реальности. В принципе, все не безнадежно. Какие-то отдельные элементы "города-сада" встречаются и сейчас. Как я уже упоминал выше иногда часть торговой галереи размещают в прямой видимости с фудкорта (Рамстор-Капитолий, Л-153), детская анимация и миниклуб размещаются рядом с зоной фудкората, чтобы взрослые могли спокойно поесть (Л-153), устанавливается световая реклама на полу с интерактивом - шикарная развлекаловка для детей (мне тоже очень нравится :))) ) (опять же Л-153), аквапарки как часть ТРЦ, строящийся Фристайл-парк - симбиоз горнолыжного курорта и торгово-развлекательного центра. Ну еще кое-что встречается.

"Я верю в город-сад".

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Итак, по поводу "висячих садов Сефирамиды".

Идея устроить в ТРЦ точки, где будут оказываться дополнительные услуги, заманчива и реализуется постольку-поскольку. Основная концепция здесь - "развлекалово" для уставших.

Но я считаю, что совсем невыгодно инвестировать средства, чтобы превращать эти допуслуги во что-то высококлассное. Поясню.

Контингент посетителей.

Всё-таки в тех городах, где построены такие ТРЦ, средний класс вполне сформировался, именно он и ходит в такие заведения за покупками (маргиналы и бедные слои населения тоже посещают, но в основном присматриваются и ничего не покупают). Специфика РФ - в том, что наш средний класс оперирует по закону рационально потребителя.

Когда люди идут в ТРЦ, они примерно знают, за чем они идут, у каждой семьи есть бюджет и какие-то планы по приобретению. Если говорить о нонфуде, женщина в основном предпочитает ходить одна или с подругами, т.к. либо ей хочется удивить мужчину своим новым имиджем, либо обновить гардероб к сезону, но мужчины практически не разбираются в модных тенденциях и дельного совета в этой ситуации не дадут. Есть только один известный мне случай, когда в такой поход берут мужчину, - в качестве "спонсора", инвестирующего средства в покупку (но речь сейчас не об этом).

Про детей - платёжеспособные покупатели детей берут редко, отдых в магазине для детей очень сомнителен, подхватят ещё какую-нибудь заразу. Когда я вижу исключения, то "сердце кровью обливается", и доходы такой семьи обычно ниже среднего.

Нравы.

Российский потребитель исходит из того принципа, что наилучшим способом его потребности удовлетворят в специализированном месте.

Так, если хочется в кино - пойдёт в "Октябрь" и т.п., на каток - тоже выберет отдельный (я не беру случай бесплатного катка в Меге), захочет в SPA - направится в салон, а не на Смоленскую на 3 этаж).

Таким образом, к допуслугам в ТРЦ средний класс подсознательно относится, как к вторичным. Поэтому и говорят, что отсутствует культура посещения ТРЦ в части допуслуг

Олег Мухо комментирует...

Вообще-то, я думаю, что Ваш пост - откровение для специалистов этого сегмента рынка недвижимости :))) Они то как-раз все думают, что все наоборот: чем разнообразнее, тем привлекательнее. И я склонен с ними согласиться. Вы первый человек, который говорит мне, что предпочел бы пойти в кино в кинотеатр а не ТРЦ. Я и сам уже года 3 как в обычный кинотеатр не ходил. А самое главное, что и операторы кино также постепенно отказываются от 1-3-хзальных кинотеатров и предпочитают арендовать или покупать помещения в крупных ТРЦ. И это связано еще с тем что существует симбиоз: некоторые посетители торгового центра иипульсно посещают и кино. В общем "кошельки" голосуют не в пользу Вашего мнения.

По поводу детей в торговых центрах. (Странно, питаю любовь к Л-153) Съездите в выходные в Л-153 в районе метро Братиславская. Поднимитесь на 2-й этаж: Вы там увидите огромное количество счастливых детских лиц.

Олег Мухо комментирует...

В общем-то я согласен. Большинство посетителей объекта - туристы. И торговля в большей степени рассчитана на них, хотя есть и довольно обычные для "запада" магазины Cerruti Jeans, Haas, Louis Fontaine и пр. Большая часть обеспеченных аборигенов за покупками чаще ездит в упомянутый ТЦ Carrefour. Исключением составляет те случаи, когда им нужно сходить в кино.
Но дело в том, что в той части города , в которой расположена "Плаза" местных "с деньгами" довольно мало. Это туристическая часть города и кроме туристов, таксистов, таксистов-мотоциклистов, торговцев и представителей и представительниц (их подавляющее большинство) древнейшей профессии мало из местных кого встретишь. Поэтому данный объект изначально создавался как ТРЦ для туристов и конкурирует с соответствующими объектами, названия которых я уже и не помню.
Относительно стоимости. Я тоже когда-то думал что "навороченные" фасады ведут к существенному удорожанию. Но я обсуждал данный вопрос со строителями, те говорят, что по отношению ко всем капзатратам это мизер.

Так может быть такой креатив стоит того?