вторник, 25 декабря 2007 г.

"Рамстор" умер - да здравствует ...???...

На прошлой неделе случилось то, что давно уже ожидалось: Энка продала права аренды на площади, занимаемых ранее гипермаркетами "Рамстор" французской сети "Ашан". И это только начало. По видимому, в ближайшее время мы станем свидетелями сделки по продаже всего розничного бизнеса сети "Рамстор". По слухам, самым реальным претендентом на покупку является X5.

Если первые годы своей деятельности в России детище турецких "Энки" и "Мигроса" было чуть ли не эталоном того, какой должна быть розничная торговля, то в последнее время магазины этой сети превратились в "помойку", да и ценовая политика была, скажем так, непонятная: даже в гипермаркетах цены были зачастую выше чем в магазинах шаговой доступности других сетей. Обширная ассортиментная матрица не могла привлечь в грязные магазины состоятельного посетителя. Для тех же, кто "считает потраченные деньги", "Рамсторы" уже давно перестали являться магазинами для закупок "выходного дня". Я считаю, что причины такого финала следующие:
1. конкуренция. Когда "Рамстор" входил на рооссийский рынок, он был фактически пуст. В настоящее время на розничном рынке продуктов питания существует нешуточная конкуренция, которая усиливается день ото дня. Соответственно, былого роста прибылей с открытием каждого нового магазина нет;
2. рост заработных плат в России и нехватка высококвалифицированных специалистов. Большая часть топ-менеджмента Рамстора, которая стояла у его истоков, банально разбежалась: некоторые были перекуплены, друге открыли собственные компании. Где только сейчас не встретишь выходцев из "Рамэнки" турецкого происхождения. Лично я знаю даже одного в Казахстане;
3. рост заработных плат в России увеличил издержки сети.
Все вышеперечисленное привело к тому, что сильно снизилась отдача от капиталовложений. Прежде всего по "Мигросу" ударил отток высококвалифицированных топ-менеджеров, который в результате продал свою долю "Энке". Поскольку последняя не ориентирована на торговый бизнес, да и прибыльность вряд ли могла ее устроить, стало ясно, что сеть будут продавать. Вот и дождались.

Относительно перспектив покупки розничного бизнеса. На мой взгляд, для собственников торговых центров, оператором продовольственных товаров которых является сеть "Рамстор", худшим вариантом развития событий будет, если сеть приобретет "Лента" или Х5. Лента в качестве продуктового якоря - это кот в мешке. Ведь формально "Лента"- это формат "кэш энд кэрри". Как отреагирует потребитель на такого оператора непонятно. Хотя, можно сейчас уже сказать, что в структуре самой компании понадобится коренная перестройка бизнес-процессов в связи с резкой переориентацией на другой сегмент потребителей. Почему вариант с X5 неудачен? За этим брэндом идут: "Пятерочка" и "Перекресток". У обоих торговых марок разветвленная сеть магазинов. Сомнительно, что кто-то из собственников крупных торговых центров хотел бы видеть у себя в качестве арендатора "Пятерочку". Нужен ли будет объект "Перекрестку" - это еще вопрос. Для девелоперов такая покупка также не сулит ничего хорошего- одним торговым оператором меньше. И без того ситуация на рынке торговых центров характеризуется, как "рынок операторов", т.е. существует нехватка торговых марок. Самым благоприятным исходом для нас стало бы приобретение сети "Рамстор" сетью еще не представленной на нашем рынке, такой как Wall Mart, Tesco. По информации из открытых источников, эти сети также участвуют в тендере.

Об "Ашане". Уже давно по рынку ходят слухи, что данная многоуважаемая сеть разрабатывает новый формат не то 7-9, не то 8-10 тыс. кв.м. Формат как будто бы специально для регионов. Теперь стало понятно "откуда ноги растут", и теперь "Ашан" поставлен перед реальностью, от которой не уйти. Т. е. в самое ближайшее время мы увидим новый формат гипермаркетиков сети "Ашан", который, по всей видимости, также будет продвигаться в регионы-города с населением до 500 тыс. человек.

Напоминаю, что это всего лишь мнение одного из участников данного рынка и брать на веру представленное мнение не стоит. Думайте и анализируйте сами.