воскресенье, 23 декабря 2007 г.

"Европейский" vs "Охотный ряд"

".......Как вы считаете, не перетянул ли на себя "Европейский" аудиторию "Охотного ряда"? Есть ли какая-то статистика, например, что в «Охотный» стало ходить меньше (или возможно больше, наоборот?). Или рынок ТЦ в Москве еще настолько не заполнен, что места хватит всем?"

Вопрос был задан в комментариях к одному из моих постов в блоге. Я обещал высказать свое мнение на данную тему. Выполняю свое обещание.

Безусловно, при всех своих недостатках, и "Охотный Ряд", и "Европейский" - объекты знаковые и хорошо посещаемые. Статистику посещаемости объектов, к сожалению, мне никто не предоставлял. Однако, думаю, что ситуация развивалась приблизительно по следующему сценарию. Вероятно, первое время "Охотный ряд" ощутил на себе отток покупателей. Большая часть посетителей "Охотного ряда" ушла "осваивать" "Европейский". Но "Европейский" заполнялся таким образом, чтобы минимизировать пересечения по торговым маркам, присутствующим в нем, по крайней мере с ближайшими торговыми центрами. Понятно, что в условиях "рынка торговых операторов" избежать этого удалось только отчасти, но брокеры объекта старались. Возглавляла этот процесс совершенно замечательный специалист Сливина Татьяна. На мой взгляд, что могли - они сделали. В результате, многие из тех покупателей, кто сначала мигрировал в "Европейский", в настоящее время являются посетителями обоих объектов. При этом часто бывает, что из одного сразу едут в другой - есть в "Охотном ряде" торговые марки, которые не представлены в "Европейском". Т. е. ситуация для "Охотного Ряда" стала возвращаться на исходные позиции. В настоящем времени я не удивлюсь, если посещаемость последнего даже увеличилась по сравнению с тем, что было до открытия "Европейского", потому что до этого события магазины различных торговых операторов были сильно рассредоточены по всему центру Москвы. Это создавало неудобства для полноценного шоппинга, и большое количество людей предпочитали крупные объекты на окраинах и за пределами Москвы, например "МЕГИ". После же открытия "Европейского" в центре образовалось ядро из 3-х крупных торговых центров: "Охотный Ряд", "Атриум" и сам "Европейский", которые практически "закрывают" центр по торговым маркам форматов среднего, ниже среднего и выше среднего (условно B, B-, B+ - не дискаунтеры и не лакшери). Это обстоятельство, по моему мнению, должно "оттянуть" часть населения, не имеющего личного автотранспорта, либо имеющего ограниченный доступ к личному автотранспорту, в центр Москвы от периферийных торговых комплексов. Т. е. должен быть эффект синергии. Добавим к вышеизложенному постоянный рост доходов - и причин для снижения посещаемости "Охотного Ряда" нет.