четверг, 18 сентября 2008 г.

Регламент для кротов

"9 сентября на заседании правительства Москвы была представлена программа по развитию подземного пространства Москвы, одна из задач которой – разработка новых нормативных требований и регламентов для подземного строительства. Институтом Генплана подготовлен также адресный перечень этих зон", - привожу свой комментарий.

Подобный документ имеет неоспоримую важность как в долгосрочной, так и в среднесрочной перспективе развития города. Уже сейчас Москва стоит перед лицом коллапса транспортной системы. При этом коллапс грозит не только наземной транспортной инфраструктуре, но и подземному общественному транспорту. При этом Москва сталкивается с проблемами при строительстве наземных и надземных транспортных путей из-за крайней ограниченности в свободных территориях под строительство, особенно в центре города. Во многих случаях выгоднее «зарыть» их под землю, чем заниматься расселением жилых домов и выкупать недвижимость у коммерческих структур.

Помимо проблемы транспортных путей существует проблема катастрофической нехватки парковочных мест, которая в свою очередь также усугубляет первую проблему. Самым очевидным выходом из ситуации видится создание подземной инфраструктуры города.

Следующей в очереди проблем стоит желание предпринимателей развивать свой бизнес. При этом для многих наиболее привлекательной площадкой выглядит Москва, и желательно её центр. Рано или поздно кризис ликвидности закончится, и это повлечет за собой новый всплеск потребностей площадок под развитие бизнеса в черте города, особенно в его центре. Найдутся инвесторы, которые будут с оптимизмом смотреть на освоение подземного пространства.Проблему упорядочивания будущей подземной застройки нужно было начать решать ещё вчера, чтобы в дальнейшем избежать повторения вышеизложенных «наземных» проблем. Говорить о «реальном» влиянии, которое данный документ окажет на развитие ситуации, можно будет только после того, как он будет утверждён. Все зависит от того, насколько он будет актуальным и подкреплённым «административным ресурсом». Поясню, что я имею ввиду под словом «актуальный»: под такой серьёзный проект, как развитие подземного пространства, площадки под инвестора должны быть подготовлены городом. Должны быть подготовлены все элементы инфраструктуры. Скажем, если предполагается строительство серьёзной подземной магистрали и торгового центра на ней, то необходимо, чтобы сначала появилась магистраль, точки подключения к внешним сетям будущего объекта и предложены некие решения по выносу магистральных сетей, существующих в предполагаемом объёме застройки. Без этого «кота в мешке» никто не купит. Т. е. от города потребуются значительные инфраструктурные вложения, прежде чем подземное пространство станет широко привлекательным для инвесторов.

Теперь более подробно о проблемах, с которыми столкнутся застройщики подземного пространства:

- безусловно, геология – всем известно о существовании большого количества проблемных участков на территории Москвы;
- большое количество подземных коммуникаций, в т.ч. и специального назначения. Решать вопрос по их перекладке застройщику самостоятельно без помощи Правительства Москвы весьма сложно и накладно;
- проблемы с генподрядчиком – если дело дойдет до массовой застройки подземного пространства, то возникнут проблемы с нехваткой строительных организаций, специализирующихся на подземных работах, что может привести к катастрофическим последствиям. Даже при наземном строительстве возникают проблемы с техническим состоянием соседних зданий, что же может случиться при неквалифицированном проведении подземных работ?
- нехватка специализированного оборудования: даже если существующие организации, специализирующиеся на подземном строительстве, смогут нарастить достаточное количество штата для удовлетворения потребностей массовой застройки подземного пространства, понадобится дополнительное очень дорогостоящее оборудование. Ресурсов этих организаций с высокой долей вероятности не хватит для полного удовлетворения потребностей в нем. Правительству Москвы необходимо самим создать структуры и закупить подобное оборудование для последующей сдачи в аренду либо предоставления в лизинг, либо создавать условия, при которых специализированные на подземных работах застройщики могли получать кредиты на закупку такого оборудования.
- проблема спроса на подземное пространство. Чтобы инвесторы «пошли» под землю, они должны видеть «морковку». Что может расположиться в подземном пространстве? Жилье – нет. Гостиницы – маловероятно, разве что совсем дешёвые мотели. Офисы – тоже не лучший вариант. Остается: торговля, услуги, парковки… - не так много. Потребности в торговых площадях ограничены, парковки не отличаются высокой доходностью бизнеса. Возникает вопрос преференций для низкодоходных бизнесов, таких как, скажем, парковки;
- точки подключения к внешним сетям и достаточная обеспеченность мощностями: проблема, решать которую необходимо, как было описано раньше, городским властям. На сегодняшний день в Москве возникают проблемы с удовлетворением текущих потребностей в электро-, водо- и пр. снабжениях. Подземное строительство повлечет колоссальную нагрузку на городские сети. А значит и сети должны быть «усилены».
- устройство площадки под строительство: недостаточное количество наземного пространства будет создавать проблемы и с подземным строительством. Всегда что-то нужно доставлять на площадку и что-то увозить. Хотим мы того или нет, а делаться это будет через наземные площадки с точками входа. А их нужно где-то размещать и обеспечивать доступ к ним грузового (даже очень) транспорта. Представьте очередь из бетономешалок на Тверской улице…;
- дороговизна. Даже если все остальные вопросы будут решены вопрос дороговизны строительства остается.

Уверенность, что рано или поздно Москва «пойдет» под землю, есть. Вопрос лишь времени и «дешёвых» денег. Но документ, который будет регламентировать освоение подземного пространства, должен быть принят уже сейчас.