четверг, 14 февраля 2008 г.

ТРЦ + аквапарк = ???

В большинстве крупных городов России в настоящее время сформировалась довольно жесткая конкуренция, если не среди самих торгово-рвзвлекательных центров, то уж среди проектов таковых точно. Исключение составляют города с жесткими административными препонами внешним инвесторам, такие как Челябинск, Магнитогорск и пр. Для девелоперов день ото дня все актуальней встает вопрос: как завоевать предпочтение торговых операторов, чтобы именно его объект они выбрали для открытия своего магазина. Очевидно, что "мелкая" нарезка будет принимать решение на основании пула "якорных" арендаторов, которые разместятся в объекте. В данном утверждении хоть и присутствует некоторое упрощение, но в целом оно верно.

В теории якорным арендатором индеферентно, какие еще якоря "войдут" на объект. Но реально, для них также важен имидж, как некая "составляющая привыкания" для торгового центра. Это важно, т.к. со временем удачный объект "обрастает" собственной базой потребительских предпочтений. Чем больше такая база, тем больше будут обороты и у оператора. В настоящее время "наиболее равнодушными" к окружению являются продуктовые супер- гипермаркеты и DIY. Но когда в округе полно супер- гипермаркетов, есть несколько DIY, куда пойдут арендаторы, зависит только от места положения объекта и отношения к его девелоперу, брокеру и управляющей компании. Естественно, что менее удачливым девелоперам это не нравится. Все злободневней стоит вопрос, что же такого сделать, чтобы наш объект стал самым популярным. Существует несколько оригинальных идей, наименее оригинальной и в то же время, на первый взгляд, наиболее понятной является аквапарк. Почему же аквапарки не вырастают как грибы после дождя?

Проблемы, связанные с реализацией аквапарка, перечислю:
1. Отсутствие на российском рынке операторов аквапарка. Есть отдельные аквапарки, но компании, их реализовавшие, не развивают сеть.
2. Даже если попытаться привлечь оператора "из-за бугра", сомнений не возникает, что заняв 1-й этаж он будет платить самую низкую арендную ставку среди всех операторов торгового центра. Доходность проекта будет сильно подорвана.
3. Год назад один из операторов развлекательных зон ухватился за идею аквапарка на любом этаже. Идея неудачная - капитальные затраты вырастают колоссально. Поднять тысячи кубометров воды задача нетривиальная, с точки зрения инженерных решений возможная, но безумно дорогая.
У девелопера есть возможность реализовать аквапарк как собственный бизнес, тогда:
4. Необходимо понять, у кого заказать проект аквапарка. Хотя эта проблема и не сложная, но, тем не менее, требует довольно существенных трудозатрат (в русском языке есть слово точно описывающий подобную стиуацию: геморой ;-).
5. Кто будет управлять бизнесом? На самом деле, проблема также решаемая.
6. А вот проблема посложнее: при выходе из всего проекта через продажу, что делать с аквапарком?
Опять вернемся к глобальным проблемам:
7. Не очень понятно, станет ли аквапарк действительно якорем для торгового центра. Не станет ли аквапарк объектом целевого посещения, при этом "не приводя" покупателя в торговую галлерею.
8. Будут ли вообще люди в достаточном количестве посещать аквапарк: насколько негативный урон имиджевой составляющей нанесли те события, которые имели место быть с аквапарками?

Наверное, существуют и еще какие-то "факторы сомнения" на счет аквапарков, но, я надеюсь, что большую часть я изложил. Данным постом я не ответил ни на один из этих вопросов, потому что не готов, хотя и понимаю пути решения проблем. Когда буду готов, все равно вряд ли напишу об этом, т.к. это будет уже в разряде "служебная информация".

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Олег, мое исключительное Имхо:
8. Как показывали данные опросов, которые мы проводили в рамках проектов с аквапарками, население готово ходить в подобные объекты. Прежде всего, это молодые родители с маленькими детьми (они родились уже после трагедии в Ясенево, и это, видимо, отразилось на уровне сопереживания родителей). Вторая крупная категория заинтересованых - совсем молодые люди, которые готовы посещать аквапарк компаниями. И действительно, видимо, готовы сорваться в ближайшие выходные. Но! Уровень цен сейчас, действительно, высокий, и вторую категорию это отпугивает, но все равно, представителей и тех и других (на примере Ква-Ква), среди посетителей много.
Мне кажется, по крайней мере, для первой категории, посещение аквапарка с составе ТЦ станет регулярным. Во-первых, дети туда будут проситься часто, во вторых, все-таки можно извлечь и практическую пользу от посещения ТРЦ - купить что-то, наконец (заметь, что чуть ли не большая часть родителей с детьми-папа_ребенок, т.е. мы "пассивных покупателей"-мужчин "лоялизируем")... )
6. Почему бы и не говорить о доходном методе при оценке стоимости? Есть четко выраженный денежный поток.Условно всегда можно представить ТРЦ с аквапарком как два раздельных бизнеса, оцениваемых отдельно.
5. Видимо, придется создавать новую УК "ТК-аквапарк" для управления ))
Сейчас уже есть возможность консультироваться (набираться опыта) по отдельным моментам (эксплуатация водных горок, мониторинг состояния кровли и несущих конструкций).Постановка систем учета и контроля - также есть компании на рынке, готовые комплексно поставить всю систему(брелки там, счетчики, ПО и т.п.).
4. Что, разве западные проектировщики не готовы сделать проект - по моему, предложение сть.Правда, отдельно я бы заказывал проработку (на уровне архитектуры, планировочных решений, дизайна)тематику будущего аквапарка, как меня убеждали игроки рынка - это действительно увеличивает стоимость итогового проекта...
надзор готовы вести ,например, Волковинский И.С. и его ассоциация аквапарков, (правда, отзывов пока я не слышал)
Андрей Васюткин
....

Олег Мухо комментирует...

Андрей, зная Вас, я ни в коей мере не подвергаю сомнениям те выводы, к которым Вы пришли в процессе исследований. И я не говорил в статье, что аквапарк - это не нужно. Речь шла всего-лишь о существующих опасениях девелоперов.

Мне также известны случаи проработки вопросов аквапарков отечественными девелоперскими компаниями. Несколько лет назад "Яузские ворота" озадачивались таким вопросом. Они рассматривали вопрос строительства аквапарка рядом с ТЦ "БУМ" у м. Братиславская. Но проект так и не был реализован.

Если Вам интересно порассуждать на тему: как лучше интегрировать аквапарк в ТРЦ, готов, пишите.